Афоризмы Шамфор Никола Себастьен Рок



•В уединении мы счастливее, чем в о6ществе.И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей - о людях?

•Кто стремится стать философом, тот не должен пугаться первых печальных открытий на пути к познанию людей. Чтобы постичь человека до конца, нужно преодолеть ту неприязнь, которую он в нас вызывает: нельзя стать искусным анатомом, пока не научишься взирать без гадливости на человеческое тело и его органы.

•О людях, живущих уединенно, порою говорят: Они не любят общества. Во многих случаях это все равно что сказать о ком-нибудь: Он не любит гулять, на том лишь основании, что человек не склонен бродить ночью по разбойничьим вертепам.

•Принято считать, что Петр Великий в один прекрасный день вдруг решил преобразовать Россию. Однако сам Вольтер признает, что еще отец Петра Алексей намеревался насадить в России искусства и науки. В любом деле нужно выждать, пока для него не созреют благоприятные условия. Счастлив тот, кто приходит именно тогда, когда они уже созрели.

•Я убедился, что даже самым выдающимся людям, совершившим в своей области переворот, который кажется плодом лишь их гения, непременно способствовали благоприятные обстоятельства и весь дух времени. Каждый знает, сколько попыток найти путь в Индию было сделано до путешествия великого Васко да Гамы. Общеизвестно, что многие мореплаватели догадывались о существовании на западе больших островов и, вероятно, целого континента задолго до того, как его открыл Колумб, руководившийся, кстати сказать, записями одного знаменитого навигатора, своего знакомца. Перед смертью Филипп уже все подготовил для похода на Персию. Лютеру, Кальвину и даже Уиклифу в их восстании против бесчинств римско-католической церкви предшествовало множество еретических сект.

•Как бы ни опорочила себя корпорация (парламент, академия, собрание), вступать с ней в борьбу бесполезно: она устоит благодаря своей многочисленности. Позор и насмешки лишь скользят по ней, как пули по кабану или крокодилу.

•Кто хочет нравиться в свете, тот должен заранее примириться с тем, что его станут там учить давно известным вещам люди, которые понятия о них не имеют.

•Порою мне кажется, что те, из кого состоит светское общество, втайне знают истинную себе цену. Я не раз замечал, что они уважают людей, которые нисколько с этим обществом не считаются. Нередко, чтобы стяжать мнение света, нужно лишь глубоко презирать его, и притом презирать откровенно, искренне, прямодушно, без притворства и бахвальства.

•Во Франции не трогают поджигателей, но преследуют тех, кто, завидев пожар, бьет в набат.

•Париж - удивительный город: здесь нужно тридцать су чтобы пообедать, четыре франка, чтобы совершить прогулку, сто луидоров, чтобы, имея все необходимое, позволить себе излишества, и четыреста луидоров, чтобы, позволяя себе излишества, иметь все необходимое.

•Философ - это человек, который знает цену каждому: стоит ли удивляться, что его суждения не нравятся никому?

•Философия, равно как и медицина, частенько пичкает нас дрянными снадобьями, реже - хорошими и почти никогда не предлагает по-настоящему полезных лекарств.

•Что такое философ ? Это человек, который законам противопоставляет природу, обычаям - разум, общепринятым взглядам - совесть и предрассудкам - собственное мнение.

•Определение деспотизма: такой порядок вещей, при котором высший низок, а низший унижен.

•Нужно уметь делать те глупости, которых требует от нас наша природа.

•Обстоятельства, ставшие причиной первых моих горестей, послужили мне броней против всех остальных.

•Для истинно порядочных людей, у которых есть какие-то правила, все заповеди Господни кратко изложены в надписи над входом в Телемскую обитель: Делай что хочешь.

•Кто упрямо не желает изменять разуму, совести или хотя бы щепетильности в угоду нелепым и бесчестным условностям, которые тяготеют над обществом, кто не сгибается даже там, где согнуться выгодно, тот в конце концов остается один, без друга и опоры, если не считать некое бестелесное существо, именуемое добродетелью и отнюдь не препятствующее нам умирать с голоду.

•Некто, кому дама уступила раньше, чем он оказался в состоянии этим воспользоваться, попросил ее: Не могли бы вы, сударыня, еще четверть часа хранить добродетель?

•Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, в особенности мелочь.

•Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок.

•Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо кем-то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать. Это правило меня еще ни разу не обмануло.

•В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах - такими, какие они есть.

•Умение нравиться обычно считают отличным способом преуспеть, однако умением скучать можно добиться еще большего успеха: к нему в общем, и сводится искусство преуспевать, равно как и кружить головы женщинам.

•Горе тому, кто умен, но не наделен при этом сильным характером. Если уж вы взяли в руки фонарь Диогена, вам необходима и его клюка.

•Слабовольные люди - это легкая кавалерия армии дурных людей; они приносят больше вреда, чем сама армия, потому что все разоряют и опустошают.

•Скажем прямо: счастливо живет в свете только тот, кто полностью умертвил некоторые стороны своей души.

•В стране, где каждый силится чем-то казаться, многие должны считать и действительно считают, что лучше уж быть банкротом, нежели ничем.

•Кто не хочет быть фигляром, пусть избегает подмостков: взобравшись на них, не фиглярствовать уже нельзя, иначе публика забросает вас камнями.

•Беда тому, кто умен, но не наделен при этом сильным характером.

•Вот человек, не способный снискать уважение к себе. Значит, ему остается одно: сначала сделать карьеру,а потом окружить себя всякой сволочью.

•Любовь - милое безумие; честолюбие - опасная глупость.

•Клевета похожа на докучную осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете ее, то и отгонять не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.

•Почтительность без уважения - вот награда за чванство без заслуг.

•Придворные - это нищие, которые сколотили состояние, выпрашивая милостыню.

•Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным!

•Некто говаривал мне: Вельможам хочется, чтобы мы позволили попирать себя не за благодеяния, а за надежду на них; они питаются купить нас не за наличные, а за лотерейный билет.

•Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным.

•Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.

•Людская дружба в большинстве случаев порастает множеством колючих если и но и в конце концов переходит в обыкновенные приятельские отношения, которые держатся только благодаря недомолвкам.

•Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже.

•Мужчина охладевает к женщине, которая слишком сильно его любит, и наоборот. Видимо, с сердечными чувствами дело обстоит, как с благодеяниями: кто не в состоянии отплатить за них, тот становится неблагодарным.

•Одна хорошенькая женщина сказала своему любовнику, человеку угрюмого нрава и к тому же с замашками законного супруга: Запомните, сударь: когда вы находитесь в обществе, где присутствует мой муж, вы обязаны быть любезнее, чем он,- этого требуют приличия.

•Существует поговорка, что самая красивая женщина не может дать больше, чем имеет. Это кругом неверно: она дает мужчине решительно все, чего он от нее ждет, ибо в отношениях такого рода цену получаемому назначает воображение.

•Что такое любовница? Женщина, возле которой забываешь то, что знал назубок, иными словами, все недостатки ее пола.

•Одна умная женщина бросила мне как-то фразу, которая, возможно, проливает свет на природу слабого пола: <Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно нравиться ли он ей, как нравиться ли он другим женщинам>.

•Люди в большинстве своем не столько хотят испытать любовь, сколько ее внушить.

•Сперва любовь, потом брак: сперва пламя, потом дым.

•Вот один из лучших доводов против женитьбы: окончательно оболванить мужчину может только одна женщина - ею собственная жена.

•В наши дни портрет пишут за семь минут, рисовать обучают за три дня, английский язык втолковывают за уроков, восемь языков одновременно преподают с помощью нескольких гравюр, где изображены различные предметы и названия их на этих восьми языках. Словом, если бы можно было собрать воедино все наслаждения, чувства и мысли, на которые пока что уходит целая жизнь, и вместить их в одни сутки, сделали бы, вероятно, и это. Вам сунули бы в рот пилюлю и объявили: Глотайте и проваливайте!.

•Я уже не знаю того, чему научился, а немногое, что еще знаю, просто угадал.

•С теми, кого мы знаем лишь наполовину, мы все равно как незнакомы; то, что нам известно на три четверти, вовсе нам неизвестно. Этих двух положений вполне довольно для того, чтобы по достоинству оценить почти все светские разговоры.

•Спероне Сперони отлично объясняет, почему автор, которому кажется, будто он очень ясно излагает свои мысли, не всегда бывает понятен читателям. Дело в том, - говорит он,- что автор идет от мысли к словам, а читатель от слов к мысли.

•Вот превосходное правило, которым следует руководствоваться в искусстве насмешки и шутки: осмеивать и вышучивать надо так, чтобы осмеянный не мог рассердиться; в противном случае, считайте, что шутка не удалась.

•Большинство произведений, написанных в наше время, наводит на мысль, что они были склеены за один день из книг, прочитанных накануне.

•Кто-то сказал, что заимствовать у древних - значит заниматься пиратством в открытом море, а обкрадывать новейших авторов - значит промышлять карманным воровством на улицах.

•Люди заполняют свои библиотеки книгами, а М* заполняет книги своей библиотекой. (Сказано об одном комиляторе.)

•Те, кто составляет сборники стихов или острот, в большинстве своем подобны людям, которые угощаются вишнями или устрицами: сперва они выбирают лучшие, потом поглощают уже все подряд.

•Известность - удовольствие быть знакомым тем, кто с тобой незнаком.

•Любовь - не что иное, как обмен фантазий.

•Наряд - предисловие к женщине, а иногда и вся книга.